![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вплив реабілітаційних заходів на рівень агресивності та тривожності у дітей з онкологічними захворюваннямиМисяк С.А.1, Ломако Л.В.2, Рогожа С.А.3
Резюме. У статті вивчали вплив реабілітаційних заходів на зниження рівня агресивності та тривожності у дітей-підлітків з онкологічними захворюваннями в умовах реабілітаційного центру. У дослідженні були використані опитувальники Басса — Дарки (діагностика стану агресії) і шкала Спілберга — Ханіна (визначення особистісної та ситуативної тривожності). Підлітки проходили тестування протягом 7 років, з 2007 по 2013 р. Проведення курсової комплексної реабілітації для дітей-інвалідів з онкологічними захворюваннями в умовах денного стаціонару реабілітаційного центру та тренінгів із сімейної реабілітації для батьків і підлітків протягом 7 років сприяло значному зниженню негативних ознак агресивності та тривожності, відзначуваних у підлітків на початковому етапі проведення відновлювальних заходів. Встановлено, що діти-інваліди з онкологічними захворюваннями потребують тривалого спостереження психологів і надання комплексної реабілітації в умовах реабілітаційного центру. Резюме. В статье изучали влияние реабилитационных мероприятий на снижение уровня агрессивности и тревожности у детей-подростков с онкологическими заболеваниями в условиях реабилитационного центра. В исследовании были использованы опросники Басса — Дарки (диагностика состояния агрессии) и шкала Спилберга — Ханина (определение личностной и ситуативной тревожности). Подростки проходили тестирование на протяжении 7 лет, с 2007 по 2013 г. Проведение курсовой комплексной реабилитации для детей-инвалидов с онкологическими заболеваниями в условиях дневного стационара реабилитационного центра и тренингов по семейной реабилитации для родителей и подростков в течение 7 лет способствовало значительному снижению негативных признаков агрессивности и тревожности, отмечаемых у подростков на начальном этапе проведения восстановительных мероприятий. Установлено, что дети-инвалиды с онкологическими заболеваниями нуждаются в длительном наблюдении психологов и предоставлении комплексной реабилитации в условиях реабилитационного центра.
И.П. Киреева (1997), обследуя детей с острым лейкозом, отметила, что в течение всего периода лечения у детей наблюдалась повышенная чувствительность к психотравмам, раздражительность с агрессивным поведением, чрезмерная зависимость от родителей [1]. Для развития ребенка с онкологическим заболеванием имеют значение не только факторы, приведшие к возникновению злокачественной опухоли, но и последствия стандартного лечения, создание новой системы взаимоотношений, зарождающихся в семье между ребенком и родителями, родными [2]. Новая ситуация, связанная с диагностированием злокачественного новообразования, приводит к серьезной социальной дезадаптации, которая усиливает напряжение в социальном и психологическом состоянии семьи больного ребенка [3]. Предоставляя онкологическую помощь детям с новообразованиями, мы видим, что, кроме проведения стандартного лечения, которое является длительным процессом, необходимо решать проблемы, с которыми сталкивается ребенок: 1) психологическое состояние с проявлениями страха, высоким уровнем тревожности, чувством вины, страхом смерти; 2) дезадаптированные отношения между больным ребенком и семьей, сверстниками; 3) педагогическая запущенность. Цель исследования — изучить влияние реабилитационных мероприятий в условиях реабилитационного центра на снижение уровня агрессивности и тревожности у детей с онкологическими заболеваниями. Объект и методы исследованияДля оказания помощи детям с онкологическими заболеваниями в 2006 г. создан реабилитационный центр при участии двух государственных учреждений — КУ «Херсонская городская клиническая больница им. А.С. Лучанского» и Херсонского центра социальных служб для семьи, детей и молодежи Херсонского городского совета, отвечающих за оказание помощи детям и их семьям. Реабилитацию проходили 60 детей со злокачественными новообразованиями в возрасте от 2 до 18 лет. Диагностику состояния агрессии и тревожности проводили у 11 подростков (возраст 12–13 лет) с онкологическими заболеваниями (гистиоз — 4, злокачественная меланома — 1, злокачественная астроцитома — 1, неходжкинская лимфома — 2, лимфогранулематоз — 1, острый лимфобластный лейкоз — 2). Реабилитацию детей со злокачественными новообразованиями осуществляли амбулаторно в условиях городского реабилитационного центра поликлинического отделения детской клиники КУ «Херсонская городская клиническая больница им. А.С. Лучанского». Медицинскую реабилитацию детей с онкологическими заболеваниями проводили врачи клинической больницы. Реабилитационный центр работает в тесном сотрудничестве с областными и городскими детскими специалистами, ГУ «Украинский научно-исследовательский институт медицинской реабилитации и курортологии Министерства здравоохранения Украины» (Одесса). Психологическую, социальную и педагогическую реабилитацию проводили с участием психолога клиники, социальных работников центра социальных служб для семьи, детей и молодежи, волонтеров — студентов старших курсов Открытого международного университета развития человека «Украина» и Херсонского государственного университета — по направлениям подготовки: психология, социальная работа и социальная педагогика, педагогическое консультирование по основным школьным предметам. Курсы реабилитации детей-инвалидов проводили 3–4 раза в год в течение 2–3 нед. Финансирование реабилитационных курсов обеспечивалось за счет благотворительных фондов, благотворительных взносов коммерческих структур и частных лиц. Реабилитационные мероприятия состояли из: диетотерапии, медицинского сопровождения — терапии сопутствующих заболеваний и осложнений после стандартного лечения по поводу злокачественного новообразования, курсов лечебной физической культуры, арома- и музыкотерапии, психологической, социальной, педагогической реабилитации, образовательных тренингов для подростков-инвалидов и их родителей, гидро-, арт-, фитотерапии, лечения минеральной водой «Куяльник» и проведения культурно-массовых мероприятий, таких как театральные представления, встречи с клоунами, прогулки в парковой зоне, праздники, выставки-конкурсы рисунков, концертные программы. В исследовании использовали опросники Басса — Дарки (диагностика состояния агрессии) и шкалу Спилберга — Ханина (определение личностной и ситуативной тревожности). Детей тестировали на протяжении 7 лет, с 2007 по 2013 г. РезультатыПри исследовании агрессивности и тревожности у детей в начале оценки состояния в 2007 г. были получены результаты, поданные в табл. 1. Таблица 1. Характеристика видов реакции пациента при исследовании агрессивности и тревожности при первичном обследовании
М — мужской; Ж — женский. Промежуточные исследования оценки состояния агрессивности и тревожности у детей были проведены в период 2010–2012 гг. В 2013 г. выполнено окончательное исследование состояния агрессивности и тревожности у детей, прошедших комплексную реабилитацию в реабилитационном центре (табл. 2). Таблица 2. Характеристика видов реакции пациента при исследовании агрессивности и тревожности при окончательном обследовании
М — мужской; Ж — женский. Анализ полученных результатов продемонстрировал эффективность проводимых восстановительных мероприятий в условиях реабилитационного центра (рисунок). Рисунок. Изменение количества негативных факторов в процессе проведения комплексной реабилитации в условиях реабилитационного центра ВыводыПроведение курсовой комплексной реабилитации для детей-инвалидов с онкологическими заболеваниями в условиях дневного стационара реабилитационного центра и тренингов по семейной реабилитации для родителей и подростков в течение 7 лет способствовало значительному снижению негативных признаков агрессивности и тревожности, отмечаемых у подростков на начальном этапе проведения восстановительных мероприятий. Установлено, что дети-инвалиды с онкологическими заболеваниями нуждаются в длительном наблюдении психологов и предоставлении комплексной реабилитации в условиях реабилитационного центра. Список использованной литературы1. Киреева И.П. (1997) Психосоциальные аспекты детской онкологии. Материалы первой Всероссийской конференции «Социальные и психологические проблемы детской онкологии». Москва: 95–97. 2. Ackoff R. (2000) System’s theory for teachers and managers view their systems and models. Oldin-Ezerton, Chicago, 456 p. 3. Николаева В.В. (1987) Влияние хронической болезни на психику. МГУ, Москва, 168 с.
Адрес: Коментарів немає » Додати свій |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Leave a comment